Brainstorming
Мозговой штурм
Содержание
Назначение
Мозговой штурм - прекрасный способ стимулировать творческое мышление при решении проблемы. Цель мозгового штурма - получить множество новых идей и сформировать на их основе темы для дальнейшего анализа.
Описание
Мозговой штурм - техника, направленная на получение большого набора разнообразных возможных вариантов решения. Мозговой штурм помогает ответить на определенные вопросы, такие как (список можно продолжить):
- Какими подручными вариантами можно решить проблему?
- Что является преградой для применения решения?
- Что может вызвать задержку в работе "А"?
- Что может группа сделать для решения проблемы "В"?
Мозговой штурм фокусирует участников на теме или проблеме, в результате позволяя получить множество возможных решений. Техника лучше всего применима в группе, т.к. базируется на опыте и творческих способностях всех участников группы. В отсутствие группы, можно устраивать мозговой штурм самостоятельно для поиска новых идей. Для стимуляции творческого мышления участников приветствуется использовать непривычные точки зрения на проблему и свободные ассоциации в любых направлениях. При правильном проведении, мозговой штурм может быть веселым, увлекательным и продуктивным.
Содержание
Подготовка
- Определите ясную и точную тему для обсуждения
- Задайте ограничение по времени, которое отводится группе на придумывание идей; Чем больше группа, тем больше времени потребуется
- Определите ведущего и участников сессии. Выбирайте участников (идеально 6-8 человек), которые имеют кругозор и опыт в области проблемы;
- Озвучьте ожидания участникам и убедитесь, что они согласны с условиями;
- Установите критерии для оценки и классификации идей.
Сессия
- Делитесь идеями без обсуждения, критики и попыток их усовершенствовать
- Все идеи наглядно фиксируйте;
- Поощряйте творчество участников. Делитесь нереалистичными идеями, конструируйте идеи на основе уже озвученных;
- Не ограничивайте количество идей, т.к. цель штурма в том, чтобы получить как можно больше предложений за имеющееся время.
Заключительная часть
- Как только время истекло, обсудите и оцените идеи, используя заранее подготовленный критерий оценки.
- Сформируйте краткий список идей; объедините дополняющие друг друга идеи, устраните повторяющиеся идеи;
- Ранжируйте идеи. Разошлите итоговый список заинтересованным лицам.
Рекомендации по использованию
Достоинства
- Возможность получить много идей за малое время
- Окружение, не склонное к критике, способствует творческому мышлению
- Может быть полезно в ходе рабочей сессии для сокращения трений между участниками
Недостатки
- Зависим от способностей участников и их желания участвовать. Организационные и межличностные отношения также могут порождать ограничения;
- Участники должны согласиться избегать любых обсуждений идей, озвученных во время мозгового штурма.
Комментарии переводчика
Про мозговой штурм не писал и не рассказывал только ленивый. Мозговым штурмом называют каждое второе собрание, целью которого является поиск какого-то решения. Но если пишут и рассказывают все примерно одинаково и корректно, то вот с практикой проведения мозговых штурмов все обстоит гораздо хуже. Отсутствие или некорректное поведение модератора, давление должностных полномочий в неравноправных группах и несоблюдение правила не критиковать идеи во время сессии - это ошибки, которые настолько распространены, что многими воспринимаются уже как правило. И хотя есть мнения, что критика идей наоборот благотворна для их качества и даже количества, на практике споры часто занимают все отпущенное на сессию время, а в условиях смешанной группы из начальников и подчиненных споры приводят к монологу вышестоящих лиц. Это приводит к дискредитации метода в глазах участников и полной потере эффекта от его применения. Но в то же время, мозговой штурм стал чем-то вроде классической книги из школьной программы. Он общеизвестен, популярен и о нем нужно иметь представление, чтобы поддержать беседу в обществе, а также чтобы лучше понимать некоторые методы, сформировавшиеся на его основе (например, карточки Кроуффорда, метод Дельфи или метод номинальной группы).
Ссылки
Упоминания в BABOK
Технику BABOK рекомендует применять при выполнении следующих задач:
- 2.2 Conduct Stakeholder Analysis
- 3.1 Prepare for Elicitation
- 3.2 Conduct Elicitation Activity
- 3.3 Document Elicitation Results
- 5.1 Define Business Need
- 5.3 Determine Solution Approach
Внешние ссылки
- Wikipedia Brainstorming
- Википедия Мозговой штурм
- brainstorming.co.uk
- brainstorming.ru
- статья Brainstorming process
- статья Brainstorming
- статья "Мозговой штурм: спустите фантазию с поводка!"
- статья с обилием иллюстраций "Метод мозгового штурма"
- статья Brainstorming myth
- перевод статьи, указанной выше "Миф об эффективности мозговых штурмов"