Мастер-классы Эдварда Йордана перед SoftwarePeople-2013 - Максим Цепков
Перед конференцией SoftwarePeople прошли два мастер-класса Эдварда Йордана CIO’s at Work и IT Project Estimating. Я был на обоих. Первый из них был довольно дорогой - организаторы хотели камерности, и им эту удалось, я бы сказал даже более чем. Свою роль сыграла не слишком понятная программа мастер-класса: сама книга есть только на английском, а анонсе обещано обобщение опыта CIO различных крупных компаний. На втором же было более 50 человек.
На первый я пошел, надеясь получить видение уровня отрасли на мировом уровне. В этом был определенный риск, который, к сожалению, реализовался. Наиболее точной будет следующая аналогия. Если вы идете в лес смотреть животных в естественной среде, то сопровождающий может оказаться биологом, и тогда вы не только увидите внешние проявления, но и многое узнаете о внутреннем устройстве и его причинах. А в менее удачном случае вы увидите преимущественно внешние проявления, а внутреннее устройство будет на уровне общих рассуждений и примеров. Только вот редко хорошие биологи еще и водят группы по лесу. Так и в этом мастер-классе реализовался больше второй вариант, чем первый. Но показ внешних проявлений был на уровне. И, хотя я сам не новичок в этом лесу и многое знаю, представление в целом было полезным.
Мастер-класс был на хорошем английском, даже записывая, я продолжаю воспринимать то, что он говорит, а это - ценно. В электронных материалах - много линков. Сами материалы - это оглавление рассказа, каждый пункт был раскрыт и иллюстрирован историями, которые хорошо рассказаны. Йордан знает опыт в отрасли - середины 60-х. Технологии - меняются, а люди - не очень. Книга CIO’s at Work, на основе которой построен мастер-класс - реальные интервью, 16 штук. Я ее полистал, и по-моему не слишком интересно. А в мастер-классе - обобщение этого опыта. А я дальше немного расскажу об интересных для меня моментах, дополнив своим видением. Естественно, передать полностью не получится, даже опубликовав презентацию - потому что оглавление не передает содержание текста, и по нему вы можете лишь оценить - знаете ли вы об этих вопросах вообще, а никак не соотнести свое знание с позицией автора.
Что любопытно - далеко не во всех компаниях получается найти и идентифицировать CIO, несмотря на важность информационных технологий. А еще они часто довольно закрыты для внешних контактов в описании своей работы. В целом CIO компаний - относительно традиционные и консервативные менеджеры, не взирая на все громкие крики о быстрой динамике отрасли и высоких требований, предъявляемых к освоению нового. Не все осваивают - и работают.
С освоением технологий явно лучше, чем с освоением менеджерских аспектов. И те тренды ориентации на людей как ключевого фактора для успеха проектов, и которые, говорят, зародились в далеких 60-х в космической отрасли штатов, были, казалось бы, освоены IT-отраслью в изложении Peopleware Тома ДеМарко, а в последнее время воплотились в Agile-Lean процессы - остаются лишь баззвордом.
Был представлен список приоритетов CIO. Из него видно, что преимущественно они заняты текучкой, операционной работой. А стратегия - увы, даже не в верхней половине списка. Еще интересно сравнить списки приоритетов 2010 и 2011 года. Список 2010 года содержит вполне понятные цели и задачи - по поддержке основного бизнеса со стороны IT, по эффективности самой IT-работы. И довольно мало мемов, которые "должны волновать всех" (Cloud, broadband и connectivity), и это - не есть хорошо для жрецов соответствующих мемов. В списке 2011 содержательные пункты сгруппированы в 1-2 группы со своими баззвордами, и за счет этого освобождено место для мемов. В 2012 число мемов еще увеличивается - portal, mobile... Все это хорошо согласуется с еще одним трендом современного общества - переходом от содержательных понятий к мемам.
Поговорили также о мемах и баззвордах, не вошедших в список приоритетов, некоторые из которых обозвали tools, например, virtualization или social media :) К сожалению, форма представления в виде списков так же несет отпечаток консервативности. Здесь более уместны семантические сети или другие визуальные формы, потому что приоритеты и другие понятия перекрываются и связаны. Увы, этого не было.
Дальше были темы, вокруг которых CIO согласны, и темы, традиционно вызывающие холивары, такие как peopleware, наука против творчества или роль MBA и финансов. Да и согласие тоже относительно - все согласны, что социальные сети влияют сильно, но вот как. А еще - темы, по которым традиционно громкие слова не подтверждаются делами, как в контактах с подчиненными, отказ от жесткого иерархического контроля.
Дальше перешли к трендам развития в мире. Они известны, но тут получился обзор в комплексе, относительно интересный. В целом получается устойчивый тренд на совмещение рабочего и личного (семейного) пространства - через личные девайсы, совмещение календарей и систем индивидуального планирования, смешение в соцсетях рабочих и личных контактов с достаточно публичным общением. И в результате есть тренд к смене характера взаимодействия - взаимодействие фирм через взаимодействие людей. Впрочем, по-моему, если рассматривать в исторической перспективе, то в свое время личное взаимодействие и было основой взаимодействия фирм, а в Китае, например, оно до сих пор считается нормой, и некоторые западные исследователи рассматривают это как "незрелость" общества. А тут взаимодействие людей возвращается, на новом уровне, в полном соответствии с диалектикой развития :)
И в конце были достаточно интересные слайды про поколение F, от facebook, которое осваивает соцсети еще в школе. Штука в том, что достаточно много стереотипов поведения, приобретаемых при активном общении в соцсетях, противоречат стереотипам поведения, принятым в большинстве компаний. И есть опасение, что компании могут ждать большие потрясения, как только туда придет достаточно много сотрудников нового поколения. Потому что один из демонстрируемых стереотипов - легкая самоорганизация в группы, со своим лидерством, которое определяется поведением, а не назначается, с высокой мобильностью по этим группам. А еще один - активная публичность, открытость информации, использование ее чтобы приобрести последователей. При этом люди достаточно адаптированы, и умеют существовать там, где их меньшинство. А потом, вдруг - самоорганизуются и берут управление. На слайде выписано достаточно много факторов по этой статье, это любопытно.
Так что в целом получился довольно интересный, хоть и поверхностный обзор современного состояния и трендов. Второй же мастер-класс, посвященный оценке IT-проектов, обернулся большим разочарованием. Потому что 3/4 времени в нем говорили о проблемах и сложностях оценки, они были рассмотрены исчерпывающе и иллюстрированны примерами. Только вот эти проблемы - старые, известны много лет. А вот на позитивную часть осталась 1/4 времени, и потому докладчик начал просто читать оглавление на слайдах. Я думаю, причина в том, что решений у старой IT-школы - нет. Проблемность подходов, названных на слайдах второй части - хорошо рассказана в первой. И если сказать тоже самое в залоге "следует обратить внимание, учесть и избежать..." - то ведь решения не появится.
Надо сказать, что в отрасли ответ на задачи оценки проектов - появился, в рамках agile-практик. И там не два подхода к оценке (в попугаях и в размерах), а больше, различающиеся еще тем кто, когда и для какой цели оценку проводит. А в определенных процессах оценка признана ненужной, а предсказания делаются другим способом. Да, с этим тоже есть проблемы, но это - другие, новые проблемы, конечно, многие из них похожи на старые, но вот контекст - уже сильно другой. Все это старой школой не освоено, хотя слова - да, они их знают. И даже вписали их в PMBOK и SWEBOK как смогли, весьма эклектично. Собственно, в этой форме подходы к оценке во многом и были представлены на слайдах.
В целом, к сожалению, у меня сложилось впечатление об Эдварде как опытном и востребованном эксперте, который помогает избежать конкретных ошибок в больших проектах, основываясь на своем опыте. У него энциклопедичные знания о теории - которая там, в прошлом. А вот на современные подходы он смотрит снисходительно и без глубокого погружения в них - потому что ошибки-то не изменились. Но вот совершают их сейчас по-другому, и системные проблемы - другие, потому что прогресс - есть.