Brainstorming

Материал из Uml2Wiki
Перейти к: навигация, поиск

Мозговой штурм

Назначение

Мозговой штурм - прекрасный способ стимулировать творческое мышление при решении проблемы. Цель мозгового штурма - получить множество новых идей и сформировать на их основе темы для дальнейшего анализа.


Описание

Мозговой штурм - техника, направленная на получение большого набора разнообразных возможных вариантов решения. Мозговой штурм помогает ответить на определенные вопросы, такие как (список можно продолжить):

  • Какими подручными вариантами можно решить проблему?
  • Что является преградой для применения решения?
  • Что может вызвать задержку в работе "А"?
  • Что может группа сделать для решения проблемы "В"?

Мозговой штурм фокусирует участников на теме или проблеме, в результате позволяя получить множество возможных решений. Техника лучше всего применима в группе, т.к. базируется на опыте и творческих способностях всех участников группы. В отсутствие группы, можно устраивать мозговой штурм самостоятельно для поиска новых идей. Для стимуляции творческого мышления участников приветствуется использовать непривычные точки зрения на проблему и свободные ассоциации в любых направлениях. При правильном проведении, мозговой штурм может быть веселым, увлекательным и продуктивным.


Содержание

Подготовка

  • Определите ясную и точную тему для обсуждения
  • Задайте ограничение по времени, которое отводится группе на придумывание идей; Чем больше группа, тем больше времени потребуется
  • Определите ведущего и участников сессии. Выбирайте участников (идеально 6-8 человек), которые имеют кругозор и опыт в области проблемы;
  • Озвучьте ожидания участникам и убедитесь, что они согласны с условиями;
  • Установите критерии для оценки и классификации идей.

Сессия

  • Делитесь идеями без обсуждения, критики и попыток их усовершенствовать
  • Все идеи наглядно фиксируйте;
  • Поощряйте творчество участников. Делитесь нереалистичными идеями, конструируйте идеи на основе уже озвученных;
  • Не ограничивайте количество идей, т.к. цель штурма в том, чтобы получить как можно больше предложений за имеющееся время.

Заключительная часть

  • Как только время истекло, обсудите и оцените идеи, используя заранее подготовленный критерий оценки.
  • Сформируйте краткий список идей; объедините дополняющие друг друга идеи, устраните повторяющиеся идеи;
  • Ранжируйте идеи. Разошлите итоговый список заинтересованным лицам.


Рекомендации по использованию

Достоинства

  • Возможность получить много идей за малое время
  • Окружение, не склонное к критике, способствует творческому мышлению
  • Может быть полезно в ходе рабочей сессии для сокращения трений между участниками

Недостатки

  • Зависим от способностей участников и их желания участвовать. Организационные и межличностные отношения также могут порождать ограничения;
  • Участники должны согласиться избегать любых обсуждений идей, озвученных во время мозгового штурма.


Комментарии переводчика

Про мозговой штурм не писал и не рассказывал только ленивый. Мозговым штурмом называют каждое второе собрание, целью которого является поиск какого-то решения. Но если пишут и рассказывают все примерно одинаково и корректно, то вот с практикой проведения мозговых штурмов все обстоит гораздо хуже. Отсутствие или некорректное поведение модератора, давление должностных полномочий в неравноправных группах и несоблюдение правила не критиковать идеи во время сессии - это ошибки, которые настолько распространены, что многими воспринимаются уже как правило. И хотя есть мнения, что критика идей наоборот благотворна для их качества и даже количества, на практике споры часто занимают все отпущенное на сессию время, а в условиях смешанной группы из начальников и подчиненных споры приводят к монологу вышестоящих лиц. Это приводит к дискредитации метода в глазах участников и полной потере эффекта от его применения. Но в то же время, мозговой штурм стал чем-то вроде классической книги из школьной программы. Он общеизвестен, популярен и о нем нужно иметь представление, чтобы поддержать беседу в обществе, а также чтобы лучше понимать некоторые методы, сформировавшиеся на его основе (например, карточки Кроуффорда, метод Дельфи или метод номинальной группы).


Ссылки

Упоминания в BABOK

Технику BABOK рекомендует применять при выполнении следующих задач:

  • 2.2 Conduct Stakeholder Analysis
  • 3.1 Prepare for Elicitation
  • 3.2 Conduct Elicitation Activity
  • 3.3 Document Elicitation Results
  • 5.1 Define Business Need
  • 5.3 Determine Solution Approach

Внешние ссылки


Назад

К указателю