Глава 1. Вступление

Материал из Uml2Wiki
Версия от 17:40, 20 мая 2011; Zuek (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Что такое бизнес-анализ? == Бизнес-анализ - набор задач и техник, посредством которых мож...»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Что такое бизнес-анализ?

Бизнес-анализ - набор задач и техник, посредством которых можно получить информацию о структуре организации, её деятельности (текущей или планируемой) с целью выработки рекомендаций, позволяющих достичь поставленных целей.

Бизнес-анализ включает в себя определение стратегических целей и планов (в том числе и на средне-срочную перспективу), их связей с текущей ситуацией и разработка путей достижения поставленных целей.

Бизнес- анализ может быть направлен как на достижение понимания текущей ситуации организации, так и служить базой для последующей разработки бизнес-требований. Однако в большинстве случаев бизнес-анализ направлен на поиск и апробацию оптимального решения поставленных стратегических и бизнес-задач.

Основная задача бизнес-аналитика — анализ и синтез информации полученной от значительного числа людей, участвующих в процессе (покупатели, ИТ, исполнители). Бизнес-аналитик ответственен за получение требований со стороны заинтересованных лиц, причём не только их «сиюминутных» пожеланий. Во многих случаях бизнес-аналитик выступает в качестве «передаточного механизма» между «людьми бизнеса» и «Итшниками», либо «ретранслятором» между отдельными подразделениями.

Ключевые концепции

Сфера интересов

Сфера интересов (domain) — это область подвергающаяся анализу. Она может совпадать с «границами» организации или же включать в себя ещё и коммуникации с внешними заинтересованными лицами

Решение

Решение (solution) — это набор изменений текущего состояния организации направленные на достижение целей, устранения проблем или полного использования возможностей. Рамки решения гораздо уже, нежели рамки сферы интересов и могут являться базой для определения границ проекта по внедрению данного решения или его компонентов

Требования

Согласно IEEE 610.12-1990: IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology формулируют следующие определения термина «требование» (requirement):

  • Условия или возможности, необходимые заинтересованным лицам для решения проблемы или достижения цели
  • Условия или возможности, в составе решения или его части, для выполнения договора, стандарта, спецификации или любого другого формального документа
  • Документирование представление условий и возможностей из пунктов 1 и 2

Таким образом требования могут быть как несформулированные (подразумеваемые), проистекающие из других требований, так и сформулированные и управляемые. Одна из ключевых задач бизнес-аналитика — удостовериться, что требования ясны и понимаются однозначно всеми заинтересованными лицами.

Сам термин «требования» вызывает много обсуждений в среде бизнес-аналитиков. Большая часть дискуссий сводится к теме «обоснованности» требований и их (требований) необходимых характеристиках. Тем не менее в BABOK термин «требования» понимается в самом широком смысле. Требования включают, но не ограничиваются прошлыми, настоящими или будущими условиями и возможностями предприятия, а также описанием организационной структуры, ролей, процессов, политик, правил и информационных систем. Требования могут описывать текущее, будущее состояние или любой аспект деятельности организации.

Большая часть литературы по бизнес-анализу исходит из того, что требования описывают только информационную систему, которую планируется внедрять. Другие определения могут включать бизнес-функции будущего состояния организации или ограничивают значение термина целями, которые стремяться достичь заинтересованные лица, а не средствами, которыми эти цели достигаются. Хотя все эти способы использования термина являются разумными и оправданными, и использованный BABOK термин включает эти значения, они значительно уже, чем употребляемый здесь термин.

Кроме того мы не считаем, что требования должны быть проанализированы, кроме как до уровня, необходимого для понимания и последующих действий. В контексте управления бизнес-процессами, требования могут быть описанием текущих бизнес-процессов. В других проектах аналитик может использовать требования для описания текущего состояния организации (которые сами по себе решение текущих или прошлых бизнес-требований) до определения требуемых изменений, которые требуются в изменившихся условиях.

Классификация требований

BABOK определяет следующую классификацию требований:

  • Бизнес-требования — высокоуровневые определения целей и задач, стоящих перед организацией. В них описывается почему проект был инициирован; цели, которые планируется достичь и метрика, которая будет использована для определения степени успеха. Бизнес-требования описывают требования организации в целом, вне зависимости от групп или заинтересованных лиц. Разрабатываются и определяются с помощью анализа организации
  • Требования заинтересованных лиц — определение требований конкретных лиц или групп. Они описывают потребности заинтересованного лица и как он будет использовать решение. Этот тип требований слушит мостиком между бизнес-требованиями и различными требованиями к решению. Они определяются и разрабатываются путём анализа требований заинтересованных лиц
  • Требования к решению — описывают характеристики решения, которая покрывает бизнес-требования и требования заинтересованных лиц. Они определяются и разрабатываются путём анализа всех требований. Часто происходит разделение на категории, особенно, когда требования описывают программное решение:
  • Функциональные требования — описывают поведение и информационные потоки, которыми будет управлять решение. Они описывают возможности системы в терминах предметной области — конкретные действия и операции
  • Нефункциональные требования — включают условия, которые не влияют напрямую на поведение и функциональность решения, но описывают внешнюю среду, в условиях котороой решение должно оставаться эффективным или качественных характеристики, которыми система должна обладать. Так же они известны, как качественные или добавочные требования. Сюда включаются требования, относящиеся к вместимости, скорости, безопасности, архитектуре системы и пользовательскому интерфейсу
  • Переходные требования — описывают возможности, которыми должно обладать решение для перехода от текущего состояния организации к желаемому будущему, но которые будут не нужны после завершения перехода. Они отличаются от других видов требований, так как носят временный характер и не могут разрабатываться, пока текущее и новое решение не будет определено. Обычно они включают в себя конвертирование данных из текущих систем, недостающие знания и умения и другие связанные изменения, которые необходимы для достижения будущего состояния. Они определяются и разрабатываются через оценку и утверждение решения


Области знаний

Области знаний (knowledge areas) определяют, что необходимо участнику бизнес-анализа для понимания, а так же задачи, которые он должен быть способен выполнить.

Бизнес-аналитики должны свободно выполнять задачи из разных областей знаний быстро переключаясь между ними или работая в параллели. Задачи могут выполняться в любой последовательности, пока (если) входные данные доступны. В принципе, бизнес-анализ может начинаться с выполнения любых задач, хотя наиболее предпочтительными являются «Определение бизнес-требований» (Define business need (5.1)), или «Оценка характеристик решения» (Evaluate solution performance (7.6)).

Области знаний НЕ являются фазами в проекте. Это конечно возможно и допустимо для осуществления перехода от выполнения анализа организации к анализу требований, оценке и утверждению решения — в этом случае они рассматриваются как фазы проекта. Тем не менее BABOK не требует такого прочтения и это НЕ должно быть истолковано в качестве методологии бизнес-анализа.

  • Планирование и мониторинг бизнес-анализа (Business analysis planning & monitoring) — область знания, о том, каким образом бизнес-аналитик определяет, что необходимо выполнить для успешного завершения анализа. Сюда включается: определение заинтересованных лиц, выбор техник бизнес-анализа, процесс, который будет использован для управления требованиями и способ оценки прогресса работы. Задачи в этой области влияют на выполнение всех других задач бизнес-анализа
  • Выявление (требований) (elicitation) — описывает, как бизнес-аналитик взаимодействует с заинтересованными лицами для определения и понимания их потребностей и забот и понимания их рабочего окружения. Конечная цель выявления требований — удостовериться, что базовые «глубинные» потребности заинтересованных лиц были поняты, а не подменены на внешние «хотелки»
  • Управление требованиями и коммуникации (requirement management and communication) описывает как бизнес-аналитик управляет конфликтами, разногласиями и изменениями с целью постоянного консенсуса проектной команды и заинтересованных лиц в рамках проекта; как требования доводятся до сведения заинтересованных сторон; как полученные в ходе анализа знания хранятся для использования в будущем
  • Анализ организации (enterprise analysis) описывает, как бизнес-аналитик определяет потребности бизнеса; детализирует и делает понятными формулировки этих потребностей; формирует рамки решения, которое может быть реально применено бизнесом. Эта область знания описывает проблему формулировок и анализа, разработки кейсов, осуществимости приобретённых знаний и определения рамок решения
  • Анализ требований (requirement analysis) описывает, как бизнес-аналитик приоретизирует и приводит требования заинтересованных лиц и требования к решению к такому виду, чтобы проектная командра могла внедрить решение, отвечающее требованиям заинтересованных лиц и спонсоров. Он включает в себя анализ потребностей занитересованных сторон, чтобы определить решения, которые отвечают этим потребностям; оценку текущего состояния бизнеса, чтобы определить и рекомендовать улучшения и проверку и утверждение конечных требований
  • Оценка и проверка решения (solution assessment and validation) описывает, как необходимо оценивать предлагаемые решения, чтобы выбрать наиболее соответствующее бизнес-потребностям; определить недостатки и пробелы и проработать необходимые обходные пути или изменения решения
  • Базовые навыки (underlying competencies) описывают другие навыки и компетенции, необходимые для эффективного выполнения бизнес-анализа